Шахты Четверг, 28 марта
Общество, 17.12.2014 17:12

Бензин может подорожать до 50 рублей

Бензин может подорожать до 50 рублей

Бензин в России может подорожать до 50 рублей за литр при повышении налога на добычу полезных ископаемых. Налоговой маневр может обернуться резким скачком цен не только на топливо, но и на товары, услуги и продукты.

Несмотря на то, что мировые цены на нефть с лета неуклонно падают, а цена нефти Brent торгуется в районе отметки 60 долларов, цены на топливо в России продолжают расти. Так, по данным Ростовстата на 1 декабря, цена литра бензина АИ-92 на Дону составила 32,64 рубля, что на 56 копеек больше, чем в октябре и на 2, 34 рубля больше, чем в июне. Цена на АИ-95 по сравнению с октябрем выросла на 45 копеек, а с июнем на 2,4 рубля.

Ситуацией заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба: нефтяным компаниям были направлены предупреждения о необходимости привести цены в соответствие с рыночными условиями. В СМИ появились первые сообщения о снижении цен на бензин, однако глазу простых автолюбителей они пока видны не сильно.
На 16 декабря, на заправках Ростова, к примеру, на станциях ТНК и «Роснефть» литр бензина АИ-95 стоил 35 руб., АИ-92 – 32 рублей 20 копеек. Однако, по прогнозам экспертов, в следующем году ситуация может измениться коренным образом: цены за литр топливо могут превысить 50 рублей.

Портал Lenta.ru приводит факторы, которые давят на отечественный рынок нефтепродуктов. По мнению партнера компании RusEnergy Михаила Крутихина дело отчасти объясняется арифметикой:
- При цене на нефть в 100 долларов и курсе 32 рубля за доллар баррель стоил 3200 рублей, - рассказал Крутихин - При стоимости нефти в 65 долларов и курсе 54 рубля за доллар тот же баррель стоит 3510 рублей. Получается, что нефть для России на самом деле дорожает.

Выходит, что все жалобы на беспричинно дорожающий бензин необоснованны: в росте цен виноват падающий курс рубля. Однако, по мнению издания, есть и другие причины удорожания бензина. Одна из них – сама структура российского рынка, на котором слово «конкуренция» - лишь фикция. В большинстве регионов России сложилась бензиновая олигополия, когда несколько крупных игроков контролируют цены.

Еще более ответов дают составляющие литра топлива. Себестоимость добычи нефти в итоговой стоимости занимает лишь 5%, 10% приходится на переработку и транспортировку, 15 процентов составляет прибыль при продаже бензина, а вся остальная часть – налоги. 60% стоимости приходится на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акциз, налог на добавленную стоимость и на прибыль. Несмотря на такую тяжелую налоговую нагрузку, в 2015 году российское правительство планирует поднять НДПИ, одновременно снизив экспортную пошлину на нефть. По расчетам Министерства финансов налоговый маневр в 2016-2017 годах должен принести в бюджет 5000 миллиардов рублей.

- В цене бензина около 60 процентов — налоги. Причем правительство решило повысить налог на добычу полезных ископаемых и акциз на моторное топливо. Куда двинется цена? Кто ее подталкивает вверх? Уж точно не нефтяники», — прокомментировал ситуацию Михаил Крутихин.

При таких налоговых изменениях, по мнению экспертов, стоимость бензина за литр может преодолеть психологически тяжелую для автомобилистов отметку в 50 рублей за литр. Таким образом, за текущий уровень цен и его возможный рост большая ответственность лежит на государстве.

Как обстоят дела в других нефтедобывающих странах.
В мае 2014 года венесуэльское правительство решило не повышать цены на бензин, которые остаются неизменными на протяжении уже 17 лет. При этом стоимость топлива в Венесуэле самая низкая в мире — чуть больше рубля за литр (данные GlobalPetrolPrices на 8 декабря). Получается, что житель Каракаса может заправить полный бак легкового автомобиля примерно за те же деньги, которые москвич заплатит за литр-два. В арабских странах похожая ситуация: Сирия — 3 рубля за литр, Ливия — 7 рублей, в Саудовской Аравии — чуть более 9 рублей (по текущему курсу рубля к доллару). Из общего ряда стран-производителей нефти сильно выделяется Норвегия. Здесь литр бензина стоит 120 рублей. Но не нужно забывать и о средней зарплате норвежцев. В 2013 году она составляла примерно 43,5 тысячи крон, или 340 тысяч рублей. Получается, что в среднем цены на бензин в Норвегии в три-четыре раза выше, чем в России, при десятикратной разнице в доходах. Новости на Блoкнoт-Шахты
0
0